severus_th (severus_th) wrote,
severus_th
severus_th

Category:

О Божестве Иисуса Христа

Некоторые утверждают, что Иисус Христос в Новом Завете нигде не назван Богом. Так вот, чтобы не растекаться мыслью по древу, я решил отсканировать специальный раздел по данному вопросу из монументального труда: "Православно-Догматическое Богословие" митр.Макария (Булгакова): См. Митрополит Московский и Коломенский Макарий."Православно-Догматическое Богословие".М.:Паломникъ,1999, том I, сс.218-239 (репр. переизд.:СПб.:4-е изд.,Том I,1883). При этом текст оригинала будет мной несколько сокращен и стилистически изменен, для более удобного его восприятия современным человеком.



Божество Сына и Его единосущие со Отцем: доказательства истины из св. Писания.

Митрополит Макарий пишет следующее: «Не с меньшею ясностью изображено в св. Писании и божество второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, равно как Его единосущие со Отцем… Св. Писание усвояет Иисусу Христу или Сыну Божию всё, что только может приличествовать истинному Богу, как то:

1) Божеские имена

Оно называет Его –

а) Богом: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.(Иоан.1:1,2);…под именем Слова, без всякого сомнения, разумеется Сын Божий, Иисус Христос: ибо, продолжая свою речь, Евангелист говорит: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. ( - ст.14,17).

б) Богом воплощенным: И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.(1Тим.3:16) [прим. митр. Макария : В латинской Вульгате слово – Бог в этом тексте, неизвестно почему, опущено; но в подлиннике, т.е. в кодексах греческих оно встречается постоянно (Scholz, Nov. Test. graece ad fidem test. critic. vol. II, p. 331, Lips.1836), и так читали настоящий текст древние учители Церкви: св. Иоанн Златоуст (homil. in hunc locum), Василий Великий (Epist. 256, Opp. T. III, p. 401, ed. Benedict.), Дидим (Tractat. De Trinit.) и другие.]

в) Господом: но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.(1Кор.8:6; средн. Матф.22:43-44); Господом Славы: ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. (1Кор.2:8); Господом Богом: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян.20:28). Под именем Господа Бога, стяжавшего Церковь Кровию Своею, нельзя разуметь никого из Божеских Лиц, кроме Сына (См. также Иуд.4).

г) Богом истинным: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.(1Иоан.5:20).Сильнее этого свидетельства, кажется, и быть не может. (Мое примеч. - Далее митр. Макарий обращает внимание на то, что в этом месте Писания Иисус назван «истинным Сыном», следовательно рожденным от Существа Отца, а не усыновленным по благодати, как прочие «сыны Божии» (См. также Иоан.1:18).К тому же указательное – сей (греч. gUtOs) – без сомнения должно быть относимо к ближайшему лицу, след. «истинным Богом» называется Иисус Христос).

д) Богом великим: Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит.2:11-13). Что наименование «великого Бога» принадлежит здесь Иисусу Христу, а не кому либо другому, в этом удостоверяемся: аа) из самого образа речи на греческом языке [прим. Макария: ибо по-гречески пред словами: «великого Бога и Спасителя нашего», стоит только один член, и след. оба эти названия относятся к одному Лицу Иисуса Христа]; бб) из смысла речи: она, очевидно, указывает на будущее мздовоздаяние и славное пришествие Бога-Судии, которого христиане ожидают, - а из других мест Писания известно, что «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22), и что именно Сын явится некогда во славе Своей судить живых и мертвых, как Сам Он неоднократно о том свидетельствовал (Матф. 24:3-43; Марк. 13:3-33; Лук. 17: 22-37); вв) наконец из снесения настоящего места с 10 стихом тойже главы, где Апостол безраздельно назвал Иисуса Христа Спасителем Богом: дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

е) Богом благословенным: которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.(Рим.9:4,5)

2) Божеское естество, совершенное равенство и единосущие с Богом Отцом.

а) Божеское естество. Сюда относятся преимущественно два изречения св. Апостола Павла: аа) ибо в Нем (И.Христе) обитает вся полнота Божества телесно (Кол.2:9) (средн. Рим. 1, 20); бб) Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; (Фил.2:5-7).

б) Совершенное равенство с Богом Отцом: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.(Иоан.5:17). Ибо, что творит Он, то и Сын творит также. (- 19). Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. (- 21). Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.(- 26). И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. (Иоан.10:28,29). Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. (Иоан.14:7)

в) Единосущие с Богом Отцом: Я и Отец - одно.(Иоан.10:30); Видевший Меня видел Отца…, Я в Отце и Отец во Мне (Иоан.14:9,11); если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего (Иоан.8:19; средн. 14,7) [прим. митр. Макария: «Видите, замечает св. Кирилл Александрийский, как и здесь Он показывает единосущие: если бы вы знали Меня, говорит, то знали бы и Отца Моего; ибо разносущное не узнается из разносущнаго. Существа разнородные и одно другому чуждые не могут объяснять себя взаимно; но имеющие одну природу познаются одно из другого» (Хр. Чт. 1847, III, стр. 31)]

3) Божеские свойства, каковы:

а) Вечность: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. (Иоан.8:58). И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.(- 17:5). И еще яснее: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; (Откр.1:10; средн. ст. 12,17,18); Так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив (Откр.2:8). Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний (Откр.22:12,13).

б) Самобытность: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Иоан.5:26).

в) Вездесущие: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Иоан.3:13). Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Матф.18:20).

г) Неизменяемость. Это свойство Сына Божия изображает св. Апостол, когда относит к Нему слова Псалмопевца: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся (Евр.1:10-12), и когда далее в томже Послании говорит: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. (Евр.13:8).

д) Всеведение. Это свойство усвояет Себе и Сам Спаситель: все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.(Матф.11:27; Иоан. 10:15). И уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности (Откр.2:23). Усвояли Ему и Апостолы: Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел. (Иоан.16:30). Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя (Иоан.21:17). Или: Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Иоан.2:24,25). В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.(Кол.2:3).

е) Всемогущество: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.Я и Отец - одно. (Иоан.10:27-30).Он же (И.Христос) уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все.(Фил.3:21).

ж) Слава: если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1Кор.2:8; средн. Иак. 2:1).

4) Божеские действия и власть над всем существующим.Сын Божий называется:

а) Творцом мира: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоан.1:3). Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол.1:16,17; сред. Евр. 1:2 и 10).

б) Промыслителем: Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол.1:17); держа все словом силы Своей (Евр.1:3).

в) Совершителем чудес собственною силою: Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Иоан.5:21). Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.(Мар.16:17,18).

г) Владыкою всего, Царем царствующих и Господом господствующих: Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. (Деян.10:36; сред. Иуд.4). Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей (Откр.17:14). На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих" (Откр.19:16)

5) Божеское почтение.

Эту мысль выражает св. Писание, когда –

а) заповедует вообще: дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Иоан.5:23); и когда вслед за тем повелевает, в частности:

б) веровать в Сына: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. (Иоан.6:29). А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа (1Иоан.3:23: сред. Иоан.3:18;6:40; Деян. 16:31;20:21).

в) надеяться на Него: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. (Иоан.14:1). Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.(Иоан.16:33). Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей (1Тим.1:1; сред. Матф.12:21; Кол.1:27).

г) любить Его: Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа. (1Кор.16:22; сред. Иоан.14:23).

д) призывать Его в молитве: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. (Иоан.14:13,14). Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. (Иоан.16:23; сред. Рим.10:13; Деян.22:16).

е) покланяться Ему: Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. (Евр.1:6). Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил.2:10,11).

ж) исповедывать Его: Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.(1Иоан.4:15).Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению(Рим.10:9,10) ».

***

Таким образом можно полностью убедиться в том, что на основании Святого Писания Нового Завета, Иисус Христос, предстает перед нами как истинный Бог, впрочем, как и Человек (об этом чуть ниже).

"Уничижительные" моменты в Писании о Христе.

Митрополит Макарий пишет следующее: «Правда, есть в Св.Писании места, которые, по видимому, не согласуются с учением о божестве Сына Божия и Его равенстве со Отцом, и которыми потому издревле пользовались еретики, отвергавшие Божество нашего Спасителя. Но надобно помнить:

а) что, по учению св. Писания,Иисус Христос есть не только Бог, но и человек;

б) что, как Бог, Он имеет бытие от Отца, и вследствие того хотя единосущен Ему и совершенно равен, но по личным отношениям есть Сын Отца и занимает второе место в порядке Лиц Пресв. Троицы; и в) что, наконец, как Искупитель наш, Он во дни плоти Своей находился в состоянии добровольного самоуничижения (Евр. 5, 7; Фил. 2, 6-8), благоволивши принять на Себя наши грехи, соделаться по нас клятвою (Галл. 3, 13) и всецело исполнить волю Отца, определившего спасти мир кровью Сына Своего (Рим. 3, 25). При свете этих мыслей мы удобно поймем истинный смысл тех мест Св. Писания, на которые во все времена указывали неправомыслящие в опровержение догмата о божестве Господа Иисуса.

 Так –

а) когда Он сказал: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего (Иоан.5:19), то сказал по личному отношению Своему ко Отцу, от которого и с которым имеет не только единое бытие, но и единое ходение, единое действование, единое могущество; а потому, естественно, все, что ни творит, творит всегда от Отца и со Отцом, и ничего не может творить от Самого Себя [прим. митр. Макария: «Невозможно и ни с чем несовместимо, чтобы Сын творил что либо такое, чего не творит Отец. Ибо все, что имеет Отец, принадлежит Сыну; как и обратно, принадлежащее Сыну принадлежит Отцу. Итак ничего нет собственного; потому что все общее. И самое бытие у Них общее и равночестное, хотя бытие Сына и от Отца» (Св. Григор. Слово 30, в Твор. Св. Отц. III, стр.88)].

б) когда сказал: Отец Мой более Меня (Иоан.14:28), то сказал сколько по личному отношению ко Отцу, как виновнику Своему [прим. митр. Макария: «Здесь слово – более сказано в значении причины. Поелику начало Сыну от Отца, посему Отец и более, как виновник и начало. Потому и Господь сказал так: Отец Мой более Меня, т.е. поколику Он Отец. Но слово – «Отец» что иное значит, как не то, что Он вина и начало рожденному от Него?» (Св. Вас. Вел. кн. I против Евном., в Твор. св. Отц. VII, стр. 56). Тоже говорят – св. Григорий Богослов, Отцы Собора Сардийского, св. Златоуст, св. Епифаний, св. Исидор Пелусиот и св. Иоанн Дамаскин.], столько же – и по Своему человечеству, которое, без сомнения, ниже Божества [прим. митр. Макария: «Когда Он говорит: Отец Мой более Меня, называет Отца большим Себя потому, что Сам соделался человеком; но, как Слово Отца, Он равен Ему» ( св. Афанас.Вел. слово о воплот. Боге Слове прот. Ариан, в Хр.Чт. 1840, III стр. 171-172). Также объясняют это место св. Амвросий, св. Кирилл, блаж. Августин, папа Лев и друг.].

в) когда сказал: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. (Иоан.20:17), - то сказал и как Сын Божий и как человек: ибо Бог есть Отец Его по естеству, а Богом Его соделался по домостроительству, поколику Сын принял на Себя человеческую природу, - между тем, как по отношению к нам, наоборот, Бог есть Отец только по благодати, а Владыка и Бог по естеству.

г) когда сказал: О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мар.13:32; Матф.24:36), - сказал и по человечеству Своему, находясь притом в состоянии произвольного самоуничижения [прим. митр. Макария: «Для всякого явно, что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как человек…наименование Сына поставлено здесь отрешенно и безотносительно, т.е. без присовокупления: чей Он Сын, чтоб разумели мы сие неведение… и приписывали оное человечеству, а не Божеству» (Св. Григор. Богослов., в Твор. св. Отц. III, стр. 94)]., и по планам домостроительства, находя неполезным открывать людям о времени суда.

д) когда сказал: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Матф.26:39), - показал в Себе две воли: человеческую, которая, по немощи плоти, молилась, чтобы страдание миновало, и Божескую, которая совершенно сходна или тождественна с волею Отца, и готова была принять страдание и смерть [прим. митр. Макария: «Как человек, сделавшийся подобным человекам, Он молится, чтобы Его миновало страдание, а как Бог, по Божескому существу непричастный страданию, Он готов был принять страдания и смерть» (Св. Афанасий, слово против Ариан в Хр.Чт.1840, III, стр. 207)].

е) когда воззвал на кресте: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?(Матф.27:46), то воззвал Он от лица нашего: ибо не за Себя страдал Он, а за нас, и не сам Он был оставлен Богом Отцом (это и невозможно по единству и нераздельности Их существа), но мы были оставлены, для примирения коих с Божеством Он и восходил на крест. [прим. митр. Макария: Св. Афанасий: «когда Он говорит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил, говорит сие от лица нашего; потому что Он, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Фил.2:7,8), и, как говорит Исаия , Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис.53:4); почему Он и не за Себя болезнует, но за нас; и не Он Сам оставлен был Богом, но мы, для коих оставленных Он и пришел в мир» (слово против Ариан в Хр.Чт.1840, III, стр. 169-170)].

Показав, таким образом, способ благочестиво истолковывать Писания, по видимому, противоречащие учению о божестве Сына, и изъяснив труднейшие из них, считаем излишним перебирать все прочие, гораздо менее трудные ».
 

Tags: Богословие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment